Ценники: вчера, сегодня, завтра
Первые электронные ценники появились в Европе около трех десятков лет назад. Стоили они недешево и при этом имели ряд технологических недоработок. Например, медленно обновляли цены и часто выходили из строя. К тому же информация на них передавалась по проводам, которые нужно было расположить в торговом зале таким образом, чтобы они не портили внешний вид магазина и не мешали покупателям. Добавим сюда долгий срок окупаемости подобных систем, и становится понятно, почему они не сразу стали востребованными.
Но технологии не стоят на месте, и со временем электронные ценники становились все более совершенными, а их стоимость снижалась. Вспомнив о достоинствах подобных систем, западные ритейлеры предприняли вторую попытку их внедрения, которая оказалась более удачной. Сейчас системы электронных ценников успешно работают в крупных европейских сетях, таких как Carrefour, Metro или Kohl’s.
Как работает система электронных ценников?
Современная система электронных ценников состоит из непосредственно ценника, комплекса передачи информации и компьютера. Сам ценник выглядит как небольшое по размеру электронное табло с жидкокристаллическим экраном, где отображается цена, а иногда и дополнительная информация о товаре – его описание или размер скидки. Некоторые продвинутые модели имеют даже анимацию.
Передача информации из компьютера на ценники происходит по беспроводной технологии. Сначала данные изменяются на компьютере в центральном офисе компании, затем отправляются на компьютеры в торговых точках, а оттуда посредством установленных в магазине низко- или высокочастотных передатчиков – непосредственно на ценники.
Плюсы и минусы электронных ценников
По сравнению с бумажными электронные ценники имеют ряд преимуществ. Они дают возможность одновременно изменить цены по всем торговым точкам сразу, а также менять стоимость товара очень быстро и неограниченное количество раз в день. Благодаря синхронизации электронных ценников с кассой, цены на полках и в пробитом чеке всегда совпадают, а работа кассира становится быстрее. Также они экономят и время продавцов, которым больше не приходится вручную размещать ценники в зале, а значит, можно потратить это время на коммуникацию с покупателями. Одним словом, электронные ценники улучшают качество обслуживания, тем самым повышая лояльность клиентов к компании. Серьезный минус у них, пожалуй, только один – высокая цена. Причем, себестоимость самого ценника невысока – от 5 до 15 долларов, основные расходы приходятся на покупку и монтаж оборудования. Стоимость оснащения одного гипермаркета системой электронных ценников измеряется десятками тысяч долларов. Со временем эти затраты окупаются, но не каждый предприниматель готов потратить круглую сумму сразу.